Корреспонденты "Российской газеты" проверили в регионах цены на общественном транспорте

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверяет в регионах цены на проезд в общественном транспорте. Поводом стал поток жалоб на их резкий рост. Например, в Екатеринбурге с 1 мая проезд на метро вырос сразу на четыре рубля - с 28 до 32. Власти объясняют это тем, что нужны были деньги на новые вагоны. Насколько это обоснованно, предстоит проверить сотрудникам ФАС.

В том, что сегодня происходит на региональных рынках общественных перевозок, разбирались и корреспонденты "Российской газеты". По их сообщениям, цены на проезд в общественном транспорте по стране в целом варьируют в диапазоне 23-30 рублей. А если пересчитать, сколько поездок может купить житель региона на среднюю зарплату, лидером будет Ямал. При среднем заработке почти 100 тысяч рублей и цене билета в автобусе Салехарда 25 рублей это будет самая низкая цена проезда.

Есть два подхода к ценообразованию на общественном транспорте. Первый: регулируемые тарифы. Это когда их устанавливают власти. Больная тема - споры ведомств, назначающих цены, и перевозчиков. Последние возмущаются, что рост тарифов не успевает за ценами на топливо, запчасти и прочее. К тому же большую часть пассажиров составляют льготники. Они платят меньше, а компенсируют затраты власти часто опозданием.

В этом году в Самаре решились на повышение. И цены на проезд выросли с 25 до 28 рублей. До этого они не менялись три года. "Но сейчас себестоимость перевозки одного пассажира в наземном транспорте составляет уже 29 рублей, а в метро - более 65", - отметил глава городского департамента транспорта Сергей Маркин. Получается, стоимость проезда для населения значительно отстает.

Повышение цен за проезд в метро власти Екатеринбурга объяснили тем, что иначе им просто неоткуда взять деньги на ремонт старых и покупку новых составов. Один состав стоит 250 миллионов рублей, и без вложений пассажиров не обойтись. Но мэр Екатеринбурга Александр Высокинский пообещал, что цены на другие виды транспорта не изменятся. Трамвай, автобус и троллейбус, как и прежде, будут стоить 28 рублей. Кстати, столько же стоит проезд в Нижнем Новгороде. В Петербурге- 40 рублей, Москве - 55 рублей.

Второй подход к ценообразованию на общественном транспорте: нерегулируемые тарифы. Это когда их определяет сам перевозчик. Главная проблема: потянут ли люди такие цены. А то поднимешь тарифы до небес - люди перестанут пользоваться твоими автобусами. Уйдут к другим перевозчикам. В некоторых регионах в коммерческих маршрутках даже вводят "плавающие" цены в зависимости от времени суток. Или завлекают клиентов интересными предложениями. Один из нижегородских частных перевозчиков предлагает купить проездной на месяц по цене 700 рублей за неограниченное количество поездок. Для многих это довольно выгодно. В ином случае этих денег хватило бы всего на 25 поездок. В Ростовской области тоже есть нерегулируемые тарифы - на пригородных и междугородных маршрутах Ростова-на-Дону. "Цель - повысить рентабельность автопредприятий и создать здоровую конкуренцию между перевозчиками, - сообщили "РГ" в минтрансе Ростовской области. Получилось. И на большей части маршрутов по-прежнему применяются цены, утвержденные региональной службой по тарифам. Получается, сам рынок отрегулировал их до разумно приемлемых. Наверное, не всем регионам так повезло. Но признаться, там, где побывали корреспонденты "РГ", жалоб на высокий рост тарифов немного. Где идет проверка ФАС, по понятным причинам, неизвестно.

Комментарий ФАС

В ФАС поступили жалобы из многих регионов России на рост стоимости проезда в общественном транспорте на 25 процентов и более, сообщили "РГ" в службе. В настоящее время в центральный аппарат ФАС России начали поступать результаты анализа региональных рынков автобусных сообщений, проводится дальнейшая работа по анализу полученных результатов.

"ФАС совместно с минтрансом планируют разработать меры как организационного, так и законодательного характера, направленные на обеспечение максимально широкой и доступной сети комфортного общественного транспорта. Кроме того, считаю необходимым жестко бороться с нелегальными перевозчиками. Нам нужна здоровая конкуренция безопасных перевозчиков", - прокомментировал заместитель руководителя ФАС Александр Редько.

 

Дата публикации: 13.05.2019


Комментарии (0)

Комментариев нет

Отправить комментарий

Новости транспорта

Новости дня

Авторизация

Курсы валют ЦБ РФ
Валюта RUB
USD
EUR